Красиво. Возможно, есть четвëртый вариант - скептицизм с равносильностью всех суждений, с отказом от выхода из комнаты, от суждения=ошибки. За окном: "тебе не понравится" и одновременно ... "поют киты", герой песни группы 25/17 "Комната" знает как "наизусть молчать" Бродского. Тем самым проявляет силу рассудка, воздерживаясь от суждения. В аккурат скептик. О метафизике Комнаты. Комната - основное жилище и безусловное убежище, непроницаемый аквариум для тела и хитиновый панцирь для души. Комната - неотъемлемое продолжение личности, ее колыбель и главное вместилище. Нет ничего, что не могло бы уместиться в нее, и каждый демиург обустраивает себе Комнату по образу и подобию. Жёсткий параллелепипед пространства если и не гарантирует безопасность и надёжную защиту внутреннего от внешнего, то, по крайней мере, заставляет верить в исключительную добровольность вторжений. Только комнатой задан предел по-настоящему освоенного и упорядоченного мира. Каждый человек — целая Комната. Каждый сам решает, как ему распорядиться своей жил(дух)площадью, но какие вообще есть варианты? Выходить наружу или нет? Похоже, что в русской массовой культуре существует три мнения на этот счёт - интересно, что они полностью укладываются в античную трихотомию добродетельной и осмысленной жизни. 1) "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку? За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья. Только в уборную — и сразу же возвращайся. ... Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло. Что интересней на свете стены и стула? Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером таким же, каким ты был, тем более — изувеченным? О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу. В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной. Ты написал много букв; ещё одна будет лишней. ... Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были. Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели, слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса". Кинический идеал достижения истинной свободы и самопознания через аскезу и глубинную внутреннюю работу, емко выраженный Бродским, требует признать очевидными две истины: - космосу Комнаты враждебен хаос окружающего, дурацкого, бессмысленного бытия со всеми его сущностями - от этого хаоса нужно надежно забаррикадироваться, эмигрировав вглубь себя - для того, чтобы "быть тем, чем другие не были" и суметь заполнить собой собственный космос, "слившись лицом с обоями". 2) "Не выходя из комнаты Я обошел целый мир за пол дня Я выпил свой бар За двенадцать часов Не знаю откуда Возник этот зов Заканчивал завтрак И понял внезапно Что время слетать с тормозов Хмельные подарки Друзей и родни В серванте копились На черные дни Пронзилось пространство Вопросом пристрастным - А вдруг наступили они? Больше не скажешь томно ты, Что твой поэт не писал про меня, Не выходя из комнаты Я безошибочно прожил полдня" Эпикурейская песенка Ромарио и Гришковца настраивает нас на очевидную мещанскую прелесть гедонизма: из окружающего хаоса нужно доставлять себе в Комнату то, что приносит радость и удовольствие, игнорируя остальное, и тогда переждать черные дни можно, наслаждаясь опьяняющим теплом подаренных друзьями мгновений - остается только своевременно выносить наружу пустые бутылки) 3) "Скажи, как вышло, что мой мир Безумно огромный А свой ты запер за дверьми И он размером с комнату? С утра стакан, экран, диван А что еще нужно? Ты слишком пьян переживать Что кто-то умер снаружи. Диван, экран, стакан, повтор Нормальная схема Ты думал, обойдут твой двор Стороной проблемы Резь в сердце, в скорую звонок И тебя вырвал из комы С порога незнакомец Он сегодня вышел из комнаты. Выйди из комнаты, сделай вперед шаг С песнями и улыбкой И совершай, совершай, совершай, совершай Совершай ошибки! Знаю, это порой нелегко Но, поверь, мне это знакомо Выйди из комнаты, выбей ногой дверь! Время выйти из комнаты!" Стоический императив Котлярова происходит из постулата о моральном долге участия: чтобы быть честным перед собой самим, необходимо выйти за пределы освоенного космоса и встретить окружающий абсурд, боль и хаос лицом к лицу, "с песнями и улыбкой" - живущий обязан участвовать в нем и противостоять ему, чтобы обрести себя и безгранично расширить Комнату за пределы индивидуального, совершая ошибки и сталкиваясь с трудностями. Непростое это дело - иметь Комнату. За каждой позицией кроется своя правда, полемизирующая с другими. Бродский, Ромарио или Котляров - чья правда сейчас ближе Вам?)

Теги других блогов: скептицизм философия комната